Методическая разработка на тему: Комплекс артикуляционных упражнений, направленных на подготовку языка к постановке звука [Р]
Комплекс артикуляционных упражнений, направленных на подготовку языка к постановке звука [Р]
Для произнесения звука [Р] необходима сложная работа всех мышц языка.
При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука «Р».
Артикуляционные упражнения
Лопатка
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Почистим зубы
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Забиваем гвозди
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10. Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.
Качели
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.
Маляр
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Барабанщик
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.
Заведи мотор
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звукосочетание: ДН-ДН-ДН… Сначала звукосочетание «ДН» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться.
Грибок
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.
Гармошка
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.
Пощелкать кончиком языка
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
Лошадка
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
Автомат
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.
Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Комарик цель: вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части. Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд, энергично нажимать языком на бугорки.
Постановка звука р
Индивидуальное занятие
Тема: Постановка звука Р.
Цель: учить правильно произносить звук (Р) механическим способом
Задачи.
Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
создать условия для развития фонематических процессов;
развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.
Воспитательные:
воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.
Ход занятия Подготовительный этап.1. Организационный момент.
— Вспомним наше правило.
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
-Посмотри внимательно на картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.
2. Сообщение темы и цели занятия.
— Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика.
Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, о близывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).
Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)
О чень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык вглубь рта. (Повторить 10–15 раз.)
Н аелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)
Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)
Н апоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз.)
. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)
Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.
Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.
Основной этап1.
— Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!
-Посмотри на меня как я произношу звук р. Рассмотрим профиль этого звука.
— Какое положение принимают губы? (губы открыты)
— А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
— Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
— Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)
— Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)
— Значит, какой это звук?
-Глухой или звонкий? (звонкий)
— Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)
— Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)
2. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(ходьба на месте)
3. Упражнения на дыхание.
-Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений.
— Первое упражнение – «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.
— Следующее упражнение – «Бабочки». Отпусти бабочек и они тебе улыбнутся! Выдыхай медленно и плавно.
4. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.
— Замечательно получилось!
-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)
5.Развитие фонетического слуха.
— Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.
— Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.
-Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.
— Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.
— Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука Р в словах .
6.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР
— Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:
ДР…А – ДР…А – ДР…А
ДР…О – ДР…О – ДР…О
ДР…У – ДР…У – ДР…У
ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы
(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем)
Заключительный этап.7. Итог занятия
— Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)
-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)
-Дай характеристику этому звуку (Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)
8. Домашнее задание
— Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.
Подведение итога всего занятия.- Спасибо тебе за занятие.
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции
звуков Р, Рь.
Для произнесения звуков «Р, Рь» необходима сложная работа всех мышц
языка. При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя
часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов,
напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и
вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха
проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.
Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании
средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка
находится несколько ниже, чем при произнесении звука «Р».
Артикуляционные упражнения
Лопатка
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка,
удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на
нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…
Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом
рте под счет от 1 до 5-10.
Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную,
непрерывную воздушную струю, идущую посередине
языка. Улыбнуться, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть
ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна
натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы
произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была
узкая, а не рассеянная.
Почистим зубы
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение
владеть языком.
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем
от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы
видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался
внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть
неподвижна, работает только язык.
Забиваем гвозди
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность
его передней части. Открыть рот, кончиком языка
стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за
верхних зубов.
Качели
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем
языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка,
умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке.
Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем
опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не
сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не
прикусывают язык.
Маляр
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его
подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить»
кончиком языка твердое небо, делая движения языком
вперед-назад.
Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка
доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он
продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Барабанщик
Цель: укреплять мышцы кончика языка,
вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться,
открыть рот, постучать кончиком языка за верхними
зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-
Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно,
постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в
улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик
языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так,
чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней
части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким
передним краем языка облизать верхнюю губу, делая
движение языком сверху вниз, но не из стороны в
сторону. Следить, чтобы работал только язык, а
нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык
должен быть широким.
Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение
направлять воздушную струю посередине языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
передний край языка на верхнюю губу так, чтобы
боковые края его были прижаты, а посередине языка
был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при
этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка
должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по
которой идет воздушная струя.
Грибок
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык
всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык
должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.
Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.
Гармошка
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык
всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот.
Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык
прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.
Пощелкать кончиком языка
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем
языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение
управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке.
Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за
верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала
упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить,
чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
Лошадка
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем
языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык
прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком
оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя
челюсть не «подсаживала» язык вверх.
Автомат
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и
подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке.
Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за
верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т —
сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и
нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.
Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх,
подвижность его передней части. Приоткрыть рот,
положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней
губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от
губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения,
потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как
индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не
сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться
вперед.
Комарик
Цель: вырабатывать подъем языка, подвижность его
передней части.
Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх
и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться
произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд,
энергично нажимать языком на бугорки.
Кучер
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
1. Дуть на сомкнутые расслабленные губы.
2. Широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на
язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не
напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.
Методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему: Подготовительные Упражнения для постановки звука Р
- Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков.
- Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики
- Упражнения выполняются от простого к сложному.
Упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
Каждое упражнение выполняют 10-15 раз, под счет 1-5, 1-10.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, но общая продолжительность занятия не должна превышать 10-15 минут.
Не стоит расстраиваться, если не будет получаться какое – то упражнение, пока ребёнок выполняет те задания, которые может. Выполнение доступных упражнений укрепит мышцы артикуляционного аппарата и приучит систематически выполнять зарядку.
Занятия должны проходить в игровой форме, соревнуясь, кто лучше сможет выполнить артикуляционное упражнение. Можно привлечь любимую игрушку. Также любима детьми Сказка о Весёлом Язычке (придумывается из упражнений для конкретного звука).
- Развитие речевого дыхания
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнением артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.
- Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более 3-5 раз.
- Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
1.Футбол (к игре подготовьте поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки. )
а) Возьми поролоновый мячик, положи перед футбольными воротами. Забивай гол плавной струёй воздуха; а теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха; посчитай, сколько голов ты забил.
б) Поиграй по – другому. Голы забивай с “лопаточки”:
положи широкий язык на нижнюю губу, проверь, получилась ли лопаточка; забивай гол с лопаточки плавной струёй воздуха; а теперь забивай гол с широкого языка резкой отрывистой струёй воздуха. Забей три гола сильной резкой струёй воздуха.
2. Снегопад (к игре подготовьте снежинки, вырезанные из тонкой папиросной бумаги, размером не больше ладошки ребёнка)
Возьми снежинку и положи её к себе на ладошку. Постарайся сдуть её, не надувая щёк.
3. Листопад (в игре используем сухие листья или листья деревьев, вырезанные из тонкой бумаги). Играем аналогично игре “Снегопад”.
4.Кораблик (к игре сделайте бумажный кораблик) Задача: сдуть кораблик с длинного стола.
5.Шторм в стакане – дуть на воду в стакане, в любой небольшой ёмкости, наблюдая за создаваемой рябью и волнами.
- 6.Покажи три фокуса (для игры подготовьте поролоновый или ватный шарик диаметром 2 – 2,5 см, прикрепите его на ниточку длиной 10 – 12 см)
Фокус первый:
— держи шарик перед губами;
— сделай трубочку из губ;
— выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы;
- смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.
Фокус второй:
— держи шарик перед губами;
— сделай лопаточку из языка;
— выдыхай плавно на шарик с лопаточки;
— смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.
Фокус третий:
— держи шарик у носа;
— подними язык к верхней губе;
— выдыхай резко на кончик языка;
— смотри, как красиво шарик отлетает вверх;
- покажи фокус три раза. Старайся!
7.Надувать воздушные шарики, дуть на карандаш, который катится по столу и т.п.
8.Ещё один Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
9. Можно петь детские песенки, но вместо слов использовать слоги да-да-да, до-до-до, ду-ду-ду…(например, песенку Крокодила Гены).
- Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков р-рь
- Упражнения на ощущение вибрации кончика языка
- 1.Кучер
Произносить “тпру” губами, как бы останавливая лошадку.
2.Мотоцикл
При выполнении упражнения “Кучер” зажать язык лопаткой между зубами.
Упражнения на распластывание, уплощение кончика языка
1.Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
2.Накажи непослушный язычок:
губами ”пожевать”, произнося “пя-пя-пя”;
зубами “пожывать”, произнося “та-та-та”.
- Общие артикуляционные упражнения и упражнения на умение удерживать кончик языка на бугорках за верхними зубами (альвеолах)
- 1. Качели
- Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
2. Маляр
- Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.
3. Чистим, считаем верхние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо — влево с внутренней стороны, «считаем» верхние зубы.
4. Лошадка
- Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
5. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
6. Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
7. Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д., в разных ритмах. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться
В следующих двух упражнениях — фиксация внимания на ощущениях кончика языка.
При произнесении [дзз] , [джжж] почувствовать “щекотливость” — небольшое дрожание кончика языка. При работе со звукосочетаниями [дз, дж]
8. Пчёлка
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звуки [дзззз]. Следить чтобы рот не закрывался.
9.Шмель
Улыбнуться, открыть рот. Произносить [джжжж], имитируя полет шмеля.
10.Машина буксует
Попеременное выполнение упражнений “Шмель” и ”Комарик”, получается звучание, как будто машина забуксовала. Закончить упражнение так, чтобы машина из ямы выбралась.
11.«Весёлый дождик»
Произнеси твёрдо звуки Т-Д. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, тёплые – падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. При этом взрослый произносит такие стихи:
Дождик капнул на ладошку — т-д, т-д…(правой рукой изобрази падающие капельки дождя, «дождик капает» на ладошку левой руки)
На цветок – т-д, т-д,.. (левой рукой изобрази цветок)
И на дорожку т-д, т-д… (из левой руки сделай дорожку)
Застучал по крыше он – т-д, т-д…(изобрази левой рукой крышу домика)
И раздался частый звон – т-д, т-д… (дождик пошёл сильнее)
12. Балалаечка
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука [д-д-д] или [з-з-з] (за верхними зубами) при приоткрытом рте быстрыми движениями соской, плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем (или мизинцем, кому как удобнее) самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация и звук, подобный Р.
Закрепляем это ощущение, но пока не называем его звуком Р. Это просто новый звук. По мере закрепления положения языка постепенно помогаем соской всё меньше и меньше, чтобы звук получался чище.
- Упражнения для развития подъязычной связки (уздечки)
Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки [ш-ж-щ-ч-л-ль-р-рь].
- Но не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального комплекса упражнений. Однако, если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешательство, т.к. это может стать причиной неровного роста зубов.
- Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:
1. Маляр
- Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.
2. Барабан
- Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться
3. Лошадка
- Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
4. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
5.Гармошка
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка от нёба открывать и закрывать рот.