Постановка звука «Л» — артикуляционная гимнастика
Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?
Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут артикуляционной гимнастике и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.
Выполняем логопедические упражнения
В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:
Артикуляционная гимнастика;
Задания на развитие речевого дыхания;
Упражнения по автоматизации произношения звуков.
Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.
Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.
Упражнения по установке правильного произношения «Л»
Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.
«Пароходик»
Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».
Положение языкаВыполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.
Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.
«Индюшонок»
Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка , используя следующее упражнение:
Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.
Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.
Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».
Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.
«Как едет лошадка?»
Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».
УлыбкаШаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).
Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.
Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.
Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.
«Ветерок»
Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.
Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.
Возможные искажения в произношении звука «Л» у детейСуществует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.
В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».
Ребёнок говоритВ случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».
Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и развить правильное речевое дыхание.
Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»
Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.
Отрабатываем произношение «Л» в слогах:
Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;
Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.
Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:
Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:
ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.
Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:
Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.
Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.
Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.
Две буквы «Л» в одном слове:
лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.
Стечение «Л» и другого согласного звука:
Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.
Ребёнок читаетУчим стихи и скороговорки:
Ой, на речке, на Волжанке
Соловей плывёт на палке
Сел на доску тонкую,
Завёл он песню звонкую.
Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».
Петя мал, взял мяту смял
Увидела мать, не велела мяту мять.
Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.
Произношение «Л» и возраст ребёнка
Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках
Проблемы с дикцией достаточно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Иногда диалог с ребенком могут вести только самые близкие люди, для остальных речь малыша непонятна, поскольку он не выговаривает букв или просто заменяет их другими при разговоре. В этом случае ребенку необходимы специальные занятия, позволяющие поставить правильное произношение звуков, сделать речь внятной, обеспечить малышу хорошую дикцию и избавить от проблем и комплексов в будущем, которые часто возникают из-за логопедических нарушений.
Артикуляционная гимнастика для звука «Л» – это комплекс упражнений для тренировки мышц языка и щек, с помощью которой ребенок учится правильно произносить этот звук. Занятия проводятся с малышами старше 3 лет, до школы лучше поставить малышу правильное произношение.
Принцип и особенности артикуляционной гимнастики для звука «Л»
Цель артикуляционной гимнастики – объяснить ребенку и закрепить, с помощью повтора упражнений, положение, в котором должны находиться речевые органы (губы, язык, небо) в момент произнесения определенного звука. Отработав до автоматизма, какое именно положение занимают артикулярные органы в момент произнесения того или иного звука, малыш научится четко и правильно их произносить. Научившись делать простые движения, формировать внятный звук, малыш легко сможет преобразовать их в более сложные, его речь не только станет понятной окружающим, но и увеличится словарный запас, улучшится образное мышление.
Артикуляционная гимнастика включает комплекс статических и динамических упражнений. Выполняется ежедневно, при этом ребенок должен не только видеть взрослого человека, показывающего, как правильно делать упражнение, но и себя, поскольку малыш нуждается в зрительном контакте. Если ребенку не нравится предложенное маленькое зеркало, позвольте ему заниматься перед большим, ведь оно даст возможность малышу чувствовать себя более взрослым.
Занятия проводятся только в игровой форме, необходимо учитывать настроение ребенка. Комплекс обычно занимает 7-10 минут и не должен превышать четверти часа для детей 3-4 лет. Малыши 5-6 лет занимаются не более 20 минут. Если ребенку сложно выполнять упражнения в течение этого времени, можно разделить комплекс на 2 части. Упражнения выполняются сидя, спина должна быть прямой, необходимо следить за дыханием малыша.
При правильной артикуляции звук «Л» произносится:
- открытыми губами;
- открытыми зубами;
- кончик языка при этом поднимается и упирается в верхние зубы;
- с умеренной воздушной струей.
При правильном положении всех речевых органов, звук «Л» получается звонким.
Упражнения для постановки звука «Л» у детей
Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.
Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.
Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.
«Индюшонок»
При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.
Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.
«Лошадка»
Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.
Важно при этом не двигать нижней челюстью.
После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.
«Пароходик»
Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».
Упражнение «Чистим зубки»
Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.
Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс
«Вкусное варенье»
Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.
Статические упражнения
«Заборчик»
Ребенок показывает в улыбке сомкнутые зубки.
«Чашечка»
Широко открыв рот, необходимо тянуться языком к нёбу.
«Иголочка»
Малыш широко открывает рот и как можно дальше высовывает узенький язычок.
Все упражнения выполняются 10-15 раз. Делая статические упражнения, необходимо удерживать положение в течение 3-5 секунд.
Стихи для развития произношения звука «Л»
Короткие стишки, содержащие несколько слов с определенным звуком, правильного произношения которого и нужно добиться, помогают закрепить полученный во время гимнастики результат.
- Летний ливень льет с небес,
По утру умылся лес. - Лаком лавочку покрыли,
Вся на солнышке блестит.
И на лавочке бабуля
С удовольствием сидит. - Ленту алую Ларисе
Мама в косу заплела,
Чтобы маленькая Лара
Краше всех в саду была.
Просите ребенка, чтобы он четко проговаривал слова и звуки.
Как закрепить полученный результат
Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».
Лу-лу-лу, ла-ла-ла; ло-ло-ло, лы-лы-лы.
Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.
Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:
- Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
- Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
- Бокал, стол, стул, пенал.
Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.
Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.
Общие рекомендации по занятиям
Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.
Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.
И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
комплекс упражнений на развитие и закрепление произношения
Часто у маленьких детей встречаются дефекты речевого развития. Одним из них является неправильное произношение согласного «Л». В некоторых случаях этот звук ребенок не может воспроизводить совсем, а иногда заменяет его другими созвучными буквами. Нередко логопеды сталкиваются с тем, что детки произносят вместо «Л» звук «Й». Такие нарушения требуют немедленной корректировки, в чем отлично может помочь артикуляционная гимнастика для звука «Л».
Какие упражнения нужно делать?
Заниматься с ребенком необходимо регулярно при помощи специального комплекса логопедических упражнений. Они позволят верно поставить воспроизведение любого звука, который вызывает у малыша затруднения.
В занятия для звука «Л» должны входит такие разновидности тренировок:
- Артикуляционная гимнастика для звука.
- Упражнения на деятельность дыхательных органов в процессе произношения.
- Занятия, нацеленные на автоматизацию воспроизведения звука.
Хорошо будет, если каждая тренировка совместит в себе элементы всех указанных выше занятий. Упражнения следует выполнять не больше 15 минут, если малышу всего 3-4 годика, и не больше 25 минут, если ребенку исполнилось 5-6 лет.
Логопедическую гимнастику желательно сочетать вместе с заданиями, развивающими деятельность речевого аппарата.
Упражнения на произношение звука
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука состоит из нескольких упражнений, которые можно выполнять как со специалистом, так и в домашних условиях.
«Индюшонок»
Задачей данного упражнения является выработка верхнего подъема языка, а также двигательной активности его передней области. Ребенку необходимо приоткрыть рот, расположить язык на верхней губе и делать движения по ней вперед и назад. При этом нельзя отрывать язык от губы, а нужно поглаживать ее. Начинать занятие требуется медленно, а со временем увеличивать скорость и пробовать воспроизводить какие-либо звуки.
Если все будет выполняться верно, то должен быть слышен звук, напоминающий разговор индюка — «бл-бл-бл». При проведении тренировки важно следить за тем, чтобы язык не становился узким, а движения им делались не в бок, а четко вперед и назад.
«Пароходик»
Это занятие нацелено на то, чтобы уметь правильно располагать язык при воспроизведении звука «Л».
Для выполнения малышу понадобится немного открыть рот, улыбаясь, высунуть язычок, зажать его кончик между зубами и постараться выдать звук «ы-ы-ы». Таким образом, получится что-то похожее на гудок парохода.
Если наблюдается, что ребенок произносит вместе с «Ы» мягкий «Л’», то необходимо попросить малыша еще больше высунуть язык, а между зубами зажать среднюю его область, а не кончик.
«Качели»
С помощью данного упражнения можно отработать навык удерживания и чередования некоторых положений языка. Ребенку нужно улыбнуться, отрыть ротик, напрячь язык, и тянуться им сначала к носу, потом к подбородку. Начинать это упражнение необходимо быстро, а потом постепенно темп нужно снижать, в итоге стараться задержать язык в одном положении у носа или у подбородка на 3-5 секунд.
При такой тренировке требуется работа только одного языка. Довольно часто детки укладывают его на нижнюю губу, в результате чего функционирует челюсть снизу, а сам язык не работает. Следовательно, эффекта от занятия не наблюдается.
«Лошадка»
Целью этого упражнения является закрепление верхнего подъема языка, растяжение связки, находящейся под ним. Для выполнения следует широко открыть рот, улыбнувшись. Сначала нужно прикладывать широкий язык к небу, а потом опускать его в нижнюю часть полости. Первые занятия необходимо проводить медленно, постепенно наращивая скорость выполнения.
Если упражнение сделать верно, то воспроизведется звук, напоминающий цокот копыт лошади. Ребенку необходимо открывать ротик как можно шире и так на всем протяжении тренировки. Нижняя челюсть не должна двигаться. Если соблюдать неподвижность будет сложно, то можно помогать руками.
«Гармошка»
Задачей этого занятия считается закрепление подъема языка вверх, закрепление навыка удержания его в одной позиции долгое время, растяжение уздечки, расположенной под языком. Рот необходимо раскрывать очень широко.
Делать данное упражнение необходимо таким образом: широко раскрыть рот, расположить язык на небе, зафиксировать его в этом состоянии насколько это возможно. Затем нужно, не отрывая язык от неба, с применением силы оттянуть нижнюю челюсть к низу.
Как закрепить верное воспроизведение звука?
Артикуляционные упражнения для развития произношения звука «Л» должны сменяться автоматизацией воспроизведения этой буквы. Закреплять произношение необходимо не более 20 минут после проведения гимнастики.
Можно производить отработку воспроизведения звука с помощью проговаривания нескольких слогов с буквой «Л». К примеру, нужно повторять: «лы-лу-ла, ло-ле-ли-лю, лу-ля-лё-ло».
Также рекомендуется придумывать цепочки из слов, в которых содержится данная буква. Таким образом, можно и расширить словарный запас ребенка. Например, клей, мыло, лейка, лампочка, лист, малина, боль, ладонь, халат, салат, лоб.
Очень хорошо помогают закрепить результат упражнений скороговорки с этой буквой. К примеру, можно проваривать такую фразу: «Петя мал, взял мяту смял, увидела мать, не велела мяту мять». При выполнении данного упражнения можно предоставить ребенку возможность порассуждать над этой скороговоркой, описать или показать все действия в ней.
Многие родители думают, что правильно произносить букву «Л» детки должны с того момента, как начали разговаривать. Но это утверждение в корне неверное. Логопеды говорят, что четкое воспроизведение данного звука возможно в возрасте 5-6 лет.
Поэтому не следует мучить ребенка долгими тренировками, пытаясь добиться от него раннего произношения буквы «Л». Но выполнять упражнения все же необходимо. Все выше перечисленные упражнение также подходят и для взрослых.
Подготовка к постановке звука Л с помощью упражнений и гимнастики
Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
В этой статье пойдет речь о том, как происходит подготовка к постановке звука Л. Отсутствие этого звука в речи ребенка (ламбдацизм) не так сильно бросается в глаза, как шипящих или свистящих. Этот дефект придает речи некоторую детскость и инфантильность. Например, вместо “лодка” произносится “водка”, а вместо “ложка” слышится “вошка”.
Сначала это кажется очень смешным, милым и забавным. Но по мере взросления нечеткая дикция начинает раздражать. Речь кажется “малышковой”, а хочется, чтобы к школе она стала четкой и взрослой. Неправильное произношение может привести к ошибкам на письме.
Виды нарушения произношения Л
- полное отсутствие, “глаз” произносится как “газ”, а “пила” как “пиа”
- замена на У, тогда “лампа” — “уампа”, “лама” — “уама”
- — В: “лапа” — “вапа”, “лук” — “вук”
- — Н “пила” — ”пина”, ”мыло”- ”мыно”
- — йотированные “полка”- “пойка”, “лодка” — “ёдка”
- — Р “лес” — “рес”, “клад” — “крад”
- — мягкий ЛЬ: “лужа” — “люжа”, “палка” — ”палька”
- могут сочетаться все виды, в зависимости от положения Л в слове: “лёдка” (лодка), “стуй” (стул), “япа” (лапа) и “вужа” (лужа).
Исходя из этих особенностей, после диагностики и обследования выстраиваем коррекционный процесс таким образом, чтобы как можно точнее подобрать нужные упражнения для подготовки речевого аппарата. Артикуляционный уклад Л таков, что язык (Я) должен быть широким и упираться за верхние зубы. И необходима работа над голосом, чтоб работал носовой резонатор, потому что это сонор.
А в дальнейшем надо очень тщательно провести дифференциацию со всеми видами замены. И не использовать их во время автоматизации. Очень грамотно подбирать слова, чтобы ребенку их было легко произносить. Об этом пойдет речь в дальнейших темах о постановке и автоматизации звука в слогах, словах и предложениях.
Если нет никаких особых проблем: дизартрии, нарушения прикуса или аденоидита, Л ставится очень быстро. Можно за одно занятие поставить и закрепить. Но такое бывает не всегда. Учитывая все вышесказанное отметим 3 основных момента, которые всегда надо помнить, когда вы пытаетесь преодолеть ламбдацизм.
Над чем надо работать
- Работа над голосом
- Над артикуляционной моторикой
- Выдыхаемой воздушной струей
Разберем все эти пункты по порядку, начнем с самого главного — мышцы языка (Я) и его положение в ротовой полости. Я нужен широкий, малыш должен уметь его поднимать вверх и удерживать некоторое время в этом положении, губы растянуты в улыбке. Если это не получается, просим прижать язык между зубов и гудеть, пытаясь сказать Ы или Л.
Либо делаем “болтушку”, другое название “индюк”, быстро двигая языком вперед — назад, касаясь верхней губы. Стучим зубами по языку, произнося та-та-та либо да-да-да, как вариант тя-тя-тя и дя-дя-дя. Очень часто и это вызывает затруднение. Необходимо сделать артикуляционную гимнастику, чтобы Я распластывался и поднимался вверх. А губы не были напряжены и сведены в линию.
Артикуляционные упражнения для постановки Л
- заборчик — трубочка языком
- месим тесто — пя-пя-пя язык между губ и тя-тя-тя — между зубов
- блинчик — широкий Я на нижней губе, удерживать считая до 5
- чашечка — трубочка языком
- парус — широкий Я за верхними зубами, счет до 5
- индюк — водить Я взад-вперед по верхней губе, звук похожий на бл
- грибок — присосать Я к верхнему небу
- пароход — прижать Я между зубов, гудеть лллл
Как выполнять эти упражнения можно почитать здесь>>
Дыхательная гимнастика
Патологии со стороны органов ЛОР, строения лицевого скелета и нарушении иннервации мышц Я, мягкого неба, губ и щек вызывают затруднение в преодолении ламбдацизма. Воздушная струя слабая, либо она растекается и уходит в щеки. Или она идет на корень Я, а не на переднюю его часть. Дыхание верхне ключичное, грудное, а не брюшное, диафрагмальное.
Особенно сложно ставить Л при дизартрии и аденоидите. Парез небной занавески, затруднение в использовании носового резонатора требуют особой внимательности. Надо компенсировать эти патологии с помощью отработки правильного речевого дыхания. Надо отработать с ребенком контроль над вдохом и выдохом. Научить его пользоваться диафрагмальным дыханием, когда при вдохе увеличивается живот. А при выдохе уменьшается, а не наоборот, как при грудном.
Малыш должен уметь набрать в себя как можно больше воздуха и удерживать его некоторое время, не выдыхая сразу. Необходимо следить за тем, чтобы не закружилась голова. Надо добиваться некоторой автоматизации навыка и умения различать выдох через рот и нос. Выдох через нос используется при сморкании. Даем установку “прочистим носики”.
Затем наоборот, вдыхаем через нос и дуем на вертушку, в свистульку или дудочку. После этого переходим на речевые звуки — набираем воздух и долго тянем гласные: “аааааааа”, затем тянущиеся согласные, которые хорошо произносятся, “ммммм” или ”ввввввв”. Когда навык автоматизирован, пробуем удерживать язык между зубов и долго тянуть “ллллллл” или “льльльль”, смотря что получается.
Сдуваем кусок ваты или салфетки с руки, носа и других предметов. Берем его и кладем на нос, пытаемся сдуть языком, обнимающим верхнюю губу. Следите, чтоб выдох был не из носа, щеки не надувались, а губы не сжимали намертво Я. Тоже самое проделываем, дуя на ватку с ладошки, держа язык между губ, а затем зубов. Когда все это начинает получаться, сдуваем ватку, поднимая язык за верхние зубы.
Голосовая гимнастика
Она тесно связана с дыхательными упражнениями, все эти навыки отрабатываются одновременно и параллельно. Л — сонорный звук, в его произношении участвует носовой резонатор, иначе звук будет глуховатый. Надо научить малыша пользоваться включать его. Учимся долго тянуть гласные: сначала просто тянет длительное время, затем меняя их по громкости и по тональности, раскачиваем, например “а-а-а” — “укладываем куклу спать”.
Следующий этап — соединением нескольких гласных “ауауау” или “уауауа”. Затем подключаем согласные, сначала соноры Н и М. Кладем пальцы детей на нос и учимся чувствовать вибрацию. Соединяем с гласными в прямые и обратные слоги. Сравниваем парные глухие и звонкие согласные, которые звучат правильно. Произносим В и Ф, прикладывая руки к горлу или закрыть уши. Главная задача — понять, что звонкие звуки произносятся с голосом.
Когда дыхание, голос и мышцы Я будут готовы, то можно переходить к самой постановке звука Л. Рассмотрим в следующей теме, как можно поставить его: с механической помощью, при дизартрии и аденоидите, с помощью вспомогательных упражнений и от мягкого звук ЛЬ.
Внимательно следите за обновлением блога. Разные задания и упражнения помогут вашему малышу лучше говорить. Желаю вам, чтобы его речь была более понятной — это облегчило контакт с другими людьми в его окружении. Всего хорошего и успехов!
гимнастика для языка и артикуляции
Логопедические упражнения — это инструмент для развития речи и улучшения звукопроизношения детей и взрослых, который профессионально использует в своей работе врач-логопед. При желании овладеть этим эффективным средством коррекции речи может каждый.
Давайте попробуем это сделать вместе. Для начала — немного теории.
Что такое логопедия и каковы ее методы
Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает «воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой деятельности и о методах их профилактики и коррекции.
В арсенале логопедии много средств. Среди них:
- артикуляционная гимнастика;
- занятия для развития мелкой моторики;
- упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
- многократное повторение словесных конструкций;
- дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
- упражнения на отдельные звуки.
В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна — правильно звучащая речь.
В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.
А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.
Логопедические занятия для развития речи ребенка
Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на артикуляцию для детей помогут увеличить подвижность языка, губ, щек; скоординировать их работу; научат речевые органы правильно двигаться и занимать нужное положение для чистоты звукопроизношения.
Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.
Такая логопедическая гимнастика полезна в любом возрасте. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, она тренирует язык, губы, щеки, челюсти для правильной, четкой и красивой речи.Занятия для развития мелкой моторики
Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами. Попробуйте.
Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев: перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое времяпрепровождение.
Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика
Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии предмета.
Используйте наглядные средства: картинки, рисунки, поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс обучения и сделает его усвоение более доступным.
Детей 2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук «а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные звуки.
Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.
Благоприятно воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика: маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.
Инсценируйте знаменитое стихотворение про Мишку косолапого, который «по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Вместе с ребенком подражайте косолапому: собирайте шишки настоящие или «как будто шишки», потирайте лоб и непременно сделайте «ногою — топ!»
Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь
Логоритмика воспитывает коммуникативность, эмоциональность, чувство ритма, развивает правильное дыхание, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве, поддерживает мышечный тонус и помогает в преодолении речевых нарушений.
Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи
Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас, улучшают дикцию и развивают слух.
Для увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И тогда проблем с речью на порядок будет меньше.
Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения
Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.
Упражнения для силы голоса:
для высоты голоса:
для тембра голоса:
Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.
Таким образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем тоже занимается логопедия.
Логопедические упражнения на звук
Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:
Разнообразие и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры, музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение — ваши лучшие помощники.
Логопедические упражнения для взрослых
Логопедические упражнения для детей и взрослых принципиально не отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что занятия с ребенком вне игры не дадут результата. А взрослый на то и взрослый, чтобы уметь включать «надо» вместо «хочу» и идти к поставленной цели.
Убирать игровые элементы совсем необязательно, а вот усложнить сами упражнения можно. Скороговорки выбираем поинтересней:
Дыхательные упражнения тоже не детские:
- В положении стоя, не поднимая плеч, дышите нижней частью легких. Если вы делаете это правильно, то ощутите движения живота на вдохе и на выдохе при неподвижной верхней части туловища. Дышите спокойно и размеренно несколько минут.
- На плавном продолжительном выдохе тяните любой гласный звук.
- Вдохните через нос и перед тем, как выдохнуть, задержите дыхание на пару секунд, затем сделайте медленный выдох через рот.
Артикуляционные упражнения могут быть произвольными. Важно помнить: чем активнее будут двигаться ваши язык и губы, чем добросовестнее вы будете над этим трудиться, тем больше пользы принесут вам логопедические занятия.
Чтобы создать себе хорошее настроение и задействовать эмоции для получения скорейшего результата, попросите составить вам компанию своего ребенка. А если такой вариант вам не подходит, тогда пусть это будет все-таки игра.
Заключительные аккорды
Учимся разговаривать чисто, грамотно и красиво мы прежде всего для себя. Желание не стоять на месте, развиваться, ставить цели, идти к ним — все это дает нам энергию и делает нас сильными. И если мы постараемся, чтобы были красивыми наши мысли и чувства, то у нас все получится. Ведь из чувств рождаются мысли, мысли облекаются в слова, а слова — это составляющие нашей речи.
Своей созидательной энергией мы поделимся с детьми, чтобы помочь им самим преодолевать возникающие проблемы. А как иначе?
Постановка и отработка сонорного звука «Л»
Цель занятия: формирование правильного произношения сонорного звука.
Задачи:
— развитие органов артикуляции;
— развитие слухового внимания;
— развитие фонетико-фонематического слуха.
Артикуляционная гимнастика, формирование правильного произношения звука “Л”
Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При подборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо логопеда.
Логопед следит за качеством выполняемых движений: точностью, правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью. Хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
— рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;
— показ упражнения;
— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
— проверка правильного выполнения, указание на ошибки;
— выполнение упражнения без зеркала.
Вначале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические.
Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы. Динамические – требуют ритмического повторения (примерно 6 раз) движений, координации, хорошей переключаемости.
Упражнения следующие:
“Индюк” — цель: выработать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.
Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ –БЛ (как индюк болбочет).
“Пароход гудит” — цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Приоткрыть рот и длительно произносить звук “Ы”.
“Самолет гудит” — цель: вызывание звука, близкого к “Л”.
Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука “Ы” проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится “Л”.
“Вкусное варенье” — рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
“Лошадка” — присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
“Качели” — рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
“Стрелочка” — рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
“Спрячь конфетку” — рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Положение органов речи при произношении звука “Л”
Губы раскрыты, принимают положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твердого неба (альвеолами). Средняя часть напряженной спинки языка прогибается, язык принимает форму седла. Корень языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. Воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка, тыльной стороной ладони ощущаем теплую воздушную струю.
Постановка звука “Л”
Логопед показывает ребенку, как прикусывать широкий кончик языка. Ему объясняют: “Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке.” Теперь открой рот, а язык пусть лежит по – прежнему. Сделай так несколько раз подряд. (Ребенок упражняется перед зеркалом)
Подражая логопеду, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к постановке звука “Л” при межзубном положении языка. Логопед предлагает ребенку произносить звук “А” в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Упражнение повторяется 5-6 раз. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и слышно сначала слоги “АЛ, АЛ, АЛ”, затем – “ЛА, ЛА, ЛА”.
Логопед выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы он видел правильную артикуляцию и держал нужный темп.
Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Логопед предлагает ребенку поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги “ЛЫ, ЛЫ, ЛЫ”. В сочетании со звуком “Ы” звук “Л” приобретает большую четкость.
Отработка звука “Л” в слогах
Проговаривание по 3-5 раз:
Ал – ал – ал | ла – ла — ла | |
Ол – ол – ол | ло – ло — ло | |
Ул – ул – ул | лу – лу — лу | |
Ыл – ыл – ыл | лы – лы — лы | |
Ил – ил – ил | ||
Ел – ел – ел | ||
Ял – ял — ял |
Отработка звука “Л” в словах
Бал – вал – мал – пал – зал
Бол – вол – мол – пол – зол
Бул – вул – мул – пул – зул
Был – выл – мыл – пыл – зыл
Бил – вил – мил – пил – зил
Бел – вел – мел – пел – зел
Бял – вял – мял – пял – зял
Стул, Павел, забыл, пенал, пол….
Отработка звука “Л” в предложениях
Лыжник едет по лыжне.
В углу стоят лыжи.
У Лайки была белая лапа.
Мила поставила лампу на стол.
Клава пила молоко и ела булку.
Клубок упал со стула на пол.
Павел плыл в лодке по волнам.
Отработка звука “Л” во фразовой речи
Стихотворение “Вот какая мама”
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила –
Свою дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!
Скороговорка
Ал – ал – ал – пенал на пол упал,
Ол – ол – ол – пенал упал на пол,
Ул – ул – ул – пенал упал на стул,
Ыл – ыл – ыл – Павел пенал забыл.
Рассказы
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли, зато кукла вышла славная. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были большие.
Петя помог
Над окном одного дома было ласточкино гнездо. Из гнезда выглядывали четыре птенчика.
Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточкам жалко было птенчика. Они кружились над ни и пищали, но помочь не могли.
Это увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки весело защебетали и стали кормить птенчика.
В конце занятия подводятся итоги. Проверяется правильность выполнения артикуляционных упражнений. Уточняется артикуляционный уклад при произнесении звука “Л”.
В тетради записывается домашнее задание, которое ребенок выполняет дома перед зеркалом под присмотром взрослых. В работе с тетрадью необходимо соблюдать последовательность: постепенно переходим от задания к заданию, от простого к сложному.
Изученный материал закрепляется тщательно.
Домашние упражнения рекомендуется проводить систематически, желательно не менее трех раз в неделю. Кроме этого, 2-3 раза в день полезны кратковременные (в течение нескольких минут) упражнения.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе.
Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
Основная задача логопеда — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его.
Только при положительном отношении ребенка к занятиям можно выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить узнавать и различать звуки, формировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление.
На занятиях используется игра, рисование, художественное слово и другие средства и любимые виды деятельности, развивающие познавательную активность ребенка, позволяющие избегать быстрого утомления.
Применяются разнообразные приемы: называние картинок, добавление слов, отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, разучивание стихотворений, потешек, считалок, исключение неподходящего слова и подбор обобщающих понятий, сопровождение речи выразительными движениями, игры со словом, работа со звуковыми схемами слов, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием и многие другие интересные для детей виды работ.
Используемая литература
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. “Энциклопедия логопедических игр”. – СПб.: КАРО, 2007.
- Крутий Е.Л. “Волшебная логопедия”. – Д.: Сталкер, 1999.
- Ладутько Л.К., Шкляр С.В. “Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников”. – М., 1995.
- Лопухина И.С. “Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей”. – М.: Аквариум, 1995.
- Пожиленко Е.А. “Волшебный мир звуков и слов”. – М., Гуманитарный издательский центр “Владос”, 1999.
- Решетник Т.П. “Логопедические развивалки. Развивающие игры для детей”. – М.: Эксмо, 2010.
- Руденко В.И. “Логопедия: практическое пособие для логопедов”. – Изд.8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Ткаченко Т.А. “Если дошкольник плохо говорит”. – СПб: Акцидент,1997.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Артикуляционная гимнастика и упражнения для звука «Л»
Речевые возможности современных детей не развиты. Важным фактором является отсутствие процесса общения между матерью и ребенком. Каждое поколение передавало эту традицию друг другу: мать, склоняясь над младенцем, произносила звуки, называла предметы, людей. Сегодня дети часто предоставлены сами себе. Как результат – звуковые изъяны, скудный словарный запас. С таким ребенком надо тщательно прорабатывать каждый звук, в основном это касается букв, при произношении которых задействован язык, например, буквы «Л». Работать над постановкой звуков можно самостоятельно. Для этого следует познакомиться с понятием артикуляционная гимнастика для звука «Л».
СодержаниеСвернуть
Гимнастика для речевого аппарата (РА)
Не имея опыта и примера, ребенок сам пытается повторить услышанное, часто делает это неправильно. Появляется картавость и шепелявость. Задача взрослых сформировать речь, поставив звуки. Но, делать это надо постепенно, последовательно: от простых упражнений к проговариванию сложных слов и предложений.
Термин «буква» относится к письменному действию, в разговорной речи мы оперируем только звуками. Звук «Л» бывает твердый и мягкий. Сначала ребенка знакомят с первым вариантом произношения. Затем уже переходят к мягкому звучанию.
Челюсть человека – орган комбинированный: к нижней части черепа крепится суставом, снаружи находятся мышцы. Височно-нижнечелюстной сустав хрупок по своей конструкции, иногда травмируется даже при приеме пищи. Каждое упражнение для развития речевого аппарата требует внимательного подхода родителей.
Упражнения для «разогрева»
Как и все тело, РА состоит из суставов, связок, мышц, тренировать которые без подготовки категорически запрещается. Перед нагрузкой, сначала надо подготовиться, занимаясь специальными упражнениями.
«Грустно-весело»
Растянуть рот в улыбке, подержать 5 секунд, собрать губы, поджав их. Упражнение длится 1,5 минуты.
«Мороз»
Хорошо растереть ладошками скулы лица. Помассировать пальцами подбородок и область над верхней губой.
«Ау»
Корпус слегка наклонить, руки поставить «рупором» ко рту. На протяжении 1 минуты произносить, широко раскрывая рот: «А-у». Звуки при этом надо тянуть.
«Кукла»
Расслабить мышцы лица, несколько раз слегка закрыть и открыть рот. Указательными и большими пальцами обеих рук взять подбородок и опустить нижнюю челюсть вниз, затем поднять ее вверх. Ни мышцы, ни суставы не работают в этом упражнении. Затратное время − 1 минута.
Подготовка мышц РА
Затем можно переходить к тренировке мышц языка, благодаря которому и произносится буква «Л». Несколько специальных упражнений облегчат задачу.
«Язык-перевертыш»
Слегка приоткрыть челюсть, приподняв язык, повернуть его в стороны 12-15 раз во рту.
«Зубная щетка»
При сомкнутых губах провести 10 раз языком по зубам и деснам с наружной стороны. Повторить в таком же количестве с внутренней стороны.
«Сливочки»
Представить перед собой замороженные сливки на вафельном рожке. Медленно слизывать их, заворачивая язычок внутрь.
«Лошадка»
Растянуть губы в улыбке, упереть язык в верхнее небо, с силой надавить и громко прищелкнув им, «оторвать» от верхней части. Нижняя челюсть будет постоянно в движении. На упражнение отвести 2 минуты. Картинка подскажет, как правильно делать это задание.
«Гармошка»
Придавить зубами кончик языка. Слегка пожевывать его по всей длине.
«Разминка»
Сомкнуть челюсть. Загнуть кончик языка внутрь, уперев его в верхние зубы, затем вывернуть наружу, сделав упор в нижний ряд зубов. Каждое положение сделать по 10 раз.
Для того чтобы язык отдохнул, надо не менее 60 секунд хаотично поболтать им, словно имитируя звук балалайки. Комплекс этих упражнений укрепит мышцы языка, сделает его подвижным, легким. Уделять время занятию на развитие речевых мышц и суставов, надо ежедневно, сразу после утреннего туалета для полости рта.
Артикуляционная гимнастика для звука «Л»
После мышечной разминки будет переход к действиям, направленным на произношение, «выговаривание» звуков. Этим может заниматься не только логопед, но и мама, при условии, что ребенок «слышит» и слушает. «Л» относится к сонорным согласным, в которых на первый план выходят голосовые, а не дыхательные, данные.
Для правильного произношения звука «Л», язык не должен находиться между зубами. Его точное местоположение между верхним рядом зубов и небом.
Несмотря на то что кончик языка находится ближе к небу, звук считается «межзубным». Это происходит по причине того, что к правильному произношению переходят постепенно, предлагая детям проговаривать звук «Л» поместив язык между зубами, при этом кончик надо оставить снаружи. Ребенок должен почувствовать, как работают мышцы язык. Расширить упражнение можно следующими звукорядами:
- «ла-ла-ла-ла-ла»;
- «ло-ло-ло-ло-ло»;
- «лу-лу-лу-лу-лу»;
- «лэ-лэ-лэ-лэ-лэ»;
- «лы-лы-лы-лы-лы».
Делают логопедический комплекс упражнений не менее 5 минут в день. После того как взрослый человек услышал более точное звучание, а ребенок привык «орудовать» своим языком, звук закрепляют. Для этого кончик языка располагают между верхней и нижней челюстью. Слегка прикусив его, проговаривают звук «Л» на протяжении двух-трех минут, опять подставляя гласные.
Когда ребенок научился произносить твердое, «межзубное» «Л», переходят к правильному положению языка.
Произношение твердого звука «Л»
Чтобы верно произнести звук «Л» острый и напряженный язык размещают между небом и верхним рядом зубов, затем проговаривают звук много раз. В этот момент происходит движение, которое поднимает заднюю спинку языка, давшее название звуку − «заднеязычный».
После того как малыш привык к правильному произношению твердого «Л», переходят к проговариванию мягкого звука.
Первое упражнение
Зажать язык между зубами и произносить «Ль» в течение двух-трех минут.
Второе упражнение
Этот тренинг и есть постановка звука «Л». Язык упереть между небом и верхними зубами, проговорить несколько раз подряд звукоряды:
- ля-ля-ля-ля-ля;
- лё-ле-лё-лё-лё;
- лю-лю-лю-лю-лю;
- ле-ле-ле-ле-ле;
- ли-ли-ли-ли-ли.
Уделяют такому тренингу не менее 3-5 минут в сутки. Для того чтобы ребенок видел и понимал, как именно надо расположить язык во рту, первое время рекомендуют работать с зеркалом в руках. Зеркало убирают тогда, когда произношение доведено до автоматизма.
Слова и скороговорки
После того как тренировка на выведение звука закончена, переходят к отдельным словам, а затем уже предложениям, скороговоркам.
Упражнение «Болтун»
Произносить любые слова с твердым и мягким звуком «Л», особенно те, где он повторяется. Например:
- колокол;
- колокольчик;
- балалайка;
- дельтапланерист;
- благодетель.
Произносить слова надо следуя указанным выше рекомендациям: сначала посредством «межзубного звука», затем уже правильного расположения языка.
Упражнение «Скороговорун»
Для этой тренировки подбирают множество скороговорок с мягким и твердым звуком «Л». Примеры скороговорок для артикуляции:
- Лилипуты болтали на лилипутском, болтая ногами в валенках алеутских.
- Корабельное кораблекрушение привело к головокружению.
- Около колодца колечка не найдется.
- Карл у Клары украл кораллы.
- У Клары на пол упала шляпа.
- Угольки поставили в уголки, в уголки оставили угольки.
Произношение скороговорок, как и артикуляционный тренинг, осуществляют ежедневно, от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста.
Часто проблемы со звуковым воспроизведением буквы «Л» происходят по причине широкого или толстого языка. По истечении времени, звук может выровняться сам, так как челюсть ребенка становится больше.
Толстый или широкий язык
Установить этот факт могут как логопеды, так и родители. В таком случае логопедические упражнения на звук «Л» обязательно надо выполнять, прибегая к дополнительной нагрузке на мышцы языка. В такой науке, как логопедия, используют карандаши, орех, или маленький мячик-попрыгунчик.
Упражнение с карандашом
Открыть рот, положить карандаш под язык (по его ширине), удерживая рукой. Провести артикуляционную гимнастику, а также все упражнения для постановки звука «Л» описанные выше. Проговорить скороговорки.
Упражнение с мячиком
Поднять язык, и положить под него мячик, зафиксированный на веревке и удерживаемый руками. Сделать артикуляционную гимнастику, проговорить скороговорки. Повторить их без нагрузки.
Упражнение с пальцами
Помыть хорошо пальцы рук, прижать указательным и средним пальцами язык, большой пальчик разместить под подбородком. Сделать весь речевой тренинг. Убрать нагрузку, повторить.
Речевые особенности подростков и взрослых
Неисправленные в детстве звуки остаются с человеком до конца, лишь в редких случаях проблема «перерастает» проявлять себя. В подростковом возрасте исправить положение легче. У более взрослых людей к этому дефекту прибавляются и физиологические изменения: отсутствие зубов, трансформация височно-нижнечелюстного сустава.
Независимо от возраста артикуляционные упражнения для звука «Л» делать нужно. Можно добиться результата с логопедом, а можно бесплатно, самому. Нагрузка, в таком случае, должна быть увеличена с 15 минут общего времени, до полноценного урока в 45 минут. Но, ежедневные тренировки помогут справиться с дефектом при отсутствии физиологических и психологических проблем.
Резюме
С каждым поколением факт дефектов речи у детей заметен все больше и больше. Соответственно, учеными меняются возрастные ограничения, расширяются границы допустимого речевого стандарта. К примеру, еще 20-30 лет назад ребенку в год было положено владеть двадцатью короткими словами. Сегодня такая норма установлена уже для 2,5-3 лет. Причины бывают физиологического и психологического характера, с ними желательно работать как врачам, так и родителям.