Гиперактивный ребенок |
Активный или гиперактивный?«Гиперактивность» - слово, которое сегодня стало очень модным. Многие родители говорят о своем ребенке как о гиперактивном, они даже гордятся этим. Но на самом деле подвижность малыша, его непоседливость и любопытство – это совершенно естественные проявления характера здорового ребенка. Гиперактивность и часто сочетающийся с ней синдром дефицита внимания – это не просто чрезмерная подвижность ребенка, а серьезные неврологически-поведенческие расстройства. Они проявляются у детей к 6-7 годам. Данные расстройства мешают им нормально адаптироваться в жизни, учиться и общаться с другими людьми. Таким образом, называть гиперактивностью стремление малыша поиграть и пошалить, другие проявления его активности, если она не мешает ему, будет ошибкой. Однако, если вы видите, что ребенок не может сидеть спокойно практически никогда, ему сложно даже просто слушать сказку, он не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, постоянно бросает начатые им игры и все время требует вашего внимания, то лучше всего обратиться за консультацией к психологу. Он поможет решить проблемы внимания малыша, чтобы они не доставляли ему в дальнейшем хлопот. Когда специалист диагностирует гиперактивность ребенкаЕсли ребенок гиперактивный, то у него возникают серьезные проблемы с адаптацией и усвоением новых знаний. Поэтому чаще всего гиперактивность у малыша выявляется перед или в начале обучения в школе. Ребенку с чрезмерной активностью очень сложно понять роль ученика, отличить, какое поведение в школе допустимо, а какое нет, он не может поладить с педагогом и другими детьми. Малыш испытывает трудности с организацией своей работы в школе и дома. Ему мучительно даже просто «высидеть» урок, он тянется для него мучительно долго, и ребенок часто проявляет чрезмерную активность на уроке в классе, когда от него ждут совершенного другого. Таким образом, если неусидчивость дошкольника родителей не слишком беспокоит, они считают такое поведение нормальным, то при поступлении в первый класс приходит понимание, что ребенок не справляется с ролью ученика, и обучение ему в тягость. Он невнимательный и неусидчивый. Именно в такой момент родители консультируются у специалистов, которые и определяют гиперактивность у ребенка. Очень часто гиперактивность малыша и дефицит внимания возникают на фоне других проблем, таких как страхи, нарушения моторики, другие неврологические проблемы. Иногда гиперактивность возникает как побочный эффект при приеме лекарства. Чтобы у малыша не возникло проблем в школе, специалисты советуют родителям, которые не уверены в том, что их ребенок готов к учебе, он сумеет вести себя на уроках адекватно обстановке, проявлять внимательность и усидчивость, проконсультироваться у нейропсихолога. Доктор проведет диагностику процессов внимания, что позволит ему определить:1. Насколько ребенок готов к систематическому обучению. 2. Сможет ли малыш осилить сложную программу обучения (в случае, если родители планируют отдать ребенка в школу со сложной программой обучения, с углубленным изучением иностранного языка, например). 3. Необходимы ли ребенку корректирующие занятия, которые сгладят его особенности, чтобы в школе не возникло проблем. Специалист, если обнаружит проблемы, даст рекомендации, к какому специалисту следует обратиться, чтобы их устранить (психологу, логопеду, неврологу). Признаки гиперактивностиТочно определить у ребенка наличие гиперактивности или синдрома дефицита внимания может только специалист. Однако, чтобы понять, необходима ли его консультация, родители ребенка 6-7 лет должны определить, насколько неумение сосредотачиваться мешает ему адаптироваться в коллективе, будь то детский сад или школа. Что должно насторожить родителей и стать поводом для того, чтобы проконсультироваться у нейропсихолога? Может вызвать беспокойство поведение малыша. Гиперактивный ребенок выделяется среди своих ровесников, его поведение не дает ему общаться и учиться. И, самое важное, что такая ситуация наблюдается не несколько недель, как это бывает у активных детей, попавших в непривычную обстановку школы, а в течение нескольких месяцев. Его излишне активное поведение не зависит от того, где он находится – в школе, дома, на прогулке, в гостях. 1. Гиперактивность:• Малыш очень активный, ему сложно успокоиться. Даже сидя на месте, он начинает перебирать пальцами, ерзать, почесываться и т.д. • Ребенок много разговаривает, часто «захлебываясь» своими словами или «глотая» их. • Малыш не выдерживает долгого сидения на одном месте (например, в классе), он вскакивает, не может долго во что-то играть, бегает «как заведенный», ему тяжело дается дневной отдых. 2. Невнимательность:• Малышу сложно сосредоточиться. Причем это проявляется даже в игре. • Ребенок часто теряет свои вещи, забывает что-то сделать. • Выполняя определенное задание, не может организовать свои действия, постоянно отвлекается, не соблюдает условий данного задания, бросает его, не доделав до конца. • Ребенок невнимательно слушает даже прямые обращения к нему. 3. Импульсивность:Малыш не ждет своей очереди. Он приступает к ответу, даже не дослушав вопроса, постоянно влезает в разговоры, перебивает говоривших, плохо воспринимает игры, в которых необходимо совершать действия по очереди. Задача специалиста при работе с гиперактивным ребенком заключается в том, чтобы оказать ему максимальное содействие в адаптации, например, помочь приспособиться к уровню нагрузки в классе, к программе обучения. Методы корректировки, применяемые в работе с гиперактивным ребенком, бывают различными. Специалист выбирает наиболее оптимальные, в зависимости от разновидности выявленной им у малыша проблемы. Могут быть использованы: • социальная поддержка и сопровождение; • методы когнитивно-поведенческой терапии; • медикаментозное лечение. Медикаменты назначаются только как дополнительный, но ни в коем случае не как единственный метод для решения проблем гиперактивного ребенка. Ни психоневролог, ни психолог назначать подобный препарат не имеют право. Решение о необходимости соответствующего медикаментозного лечения принимается только совместно с врачом-неврологом. Принципы построения занятий с гиперактивным ребенкомНеобходимо много разговаривать с ребенком вслух, в том числе комментировать происходящее в настоящий момент. Малыша следует обучить технике решения проблем, составления плана, способам деления одной большой задачи на несколько частей, проверке ошибок. Для лучшего понимания ребенку необходимо наглядное представление информации. Следует структурировать окружающую ребенка среду, так как ему очень важен порядок. Гиперактивность может напомнить о себе и после того, как ребенок пройдет стадию привыкания к школе. «Всплески» могут наблюдаться у школьников вплоть до окончания обучения, а потому специалисты наблюдают таких детей до самого выпуска. |