Кризис трехлетнего возраста |
Когда ребенку исполняется 3 года, его родителей ждет непростой период, ведь в это время у карапуза на все лишь один ответ: «Нет!». Что бы вы ему не говорили, не предлагали и не требовали, он начинает кричать и психовать, швырять вещи. Малыш становится просто неуправляемым. Я – это я!Такое поведение ребенка 3-х лет является нормой. Просто ему, а с ним и вам, предстоит пройти период самоопределения. В это время малыш осознал, что он – это он, и даже перестал думать о себе в третьем лице. Теперь у него ясно прозвучало громкое «Я». Оказалось, что чувствует, хочет чего-то именно он – отдельный человек, который не зависит от желаний мамы и папы. Это открытие для малыша настолько значимо, что он полностью меняет свою позицию по отношению к окружающему миру, к тому, как себя вести. У крохи появляется естественное желание организовывать свою жизнь так, как хочется именно ему, по собственному усмотрению. Но ведь человечку всего 3 года, и он не знает, как это устроить! Малыш, не зная, как разобраться в собственных желаниях, начинает жить по своему усмотрению единственным способом, который ему пока доступен: он отвергает все, что ему предлагают родители, противясь тем предложениям, которые раньше радостно принимал. 7 признаков кризиса 3-летнего малышаПсихологи выделяют следующие качества, свойственные трехлетним детям, которые переживают кризис самоопределения: Негативизм. Ответ «Нет» на любое обращение, просьбу, требование по отношению к ребенку. Демонстративное поведение. Когда мама просит держать кружку аккуратно, чтобы не пролить сок, малыш нарочно опрокидывает ее. Упрямство. Ребенок требует чего-то не из-за того, что ему это нужно или хочется, а просто чтобы доказать окружающим, что будет так, как он сказал. В этом возрасте вполне естественно, если ребенок закатит истерику в магазине, требуя купить точно такую же игрушку, какая лежит у него дома. Своеволие. Ребенок может начать играть или читать тогда, когда мама пытается уложить его спать или отправить на прогулку. Что примечательно: за несколько минут до этого он сам отказался и играть, и читать. Обесценивание. Кроха показывает, причем очень демонстративно, что все, что ранее было им любимо, теперь ничего не значит. Причем речь идет не только о любимых игрушках, которые он может начать выбрасывать и топтать, но и о маме, на которую он замахивается, и о бабушке, которой он теперь часто грубит. Протест-бунт. На безобидное замечание и на любое событие малыш реагирует таким образом, будто рядом находятся одни лишь враги, с которыми нужно вести войну. И один из этих врагов – его собственная мама. Деспотизм. Ребенок делает все, чтоб подчинить себе родителей и других взрослых, его окружающих, чтобы они выполняли все его желания и капризы. В общем, это время очень непростое. Поэтому вам важно знать, что происходит с крохой, и как на это нужно реагировать. Как вести себя при таком поведении ребенкаТак как малыш не может понять разницу между такими понятиями, как «хочу», «могу» и «нужно», то ваша задача - помочь найти ему между ними согласие. Нельзя давать ребенку неприятных, унижающих его характеристик и называть его злюкой, врединой, грубияном. Ребенок может начать сомневаться в своих силах, потерять веру в собственную значимость. Своевольные проявления малыша не нужно подвергать оценке, вместо этого психологи советуют продемонстрировать крохе, что вам понятны его мотивы: «Я понимаю, что ты хочешь, чтобы я тебе подчинилась; ты думаешь, что кукла тебе больше не нужна; своим поведением ты показываешь, что можешь меня не слушаться». В подобной ситуации вам следует высказать ребенку все требования, подробно объяснив, что от него ожидается: «Грубить людям нельзя, я тебе это запрещаю; ты можешь подарить свою игрушку кому-то, но я не позволю, чтобы ты ее швырял и пинал; тебе придется делать все, что я говорю, так как я твоя мама, и именно я отвечаю за то, чтобы с тобой все было хорошо». Вам следует разрешать ребенку все, что он может делать самостоятельно. Пусть он делает это долго и неумело, но не нужно его торопить. Выполнив это, он испытает удовлетворение от собственного успеха. Нужно давать ему возможность сделать выбор, к примеру, спросив, что он хочет – супчик или омлет. Пусть «Я» малыша получит подтверждение того, чтоб он обладает свободой выбора. Если поведение ребенка таково, что необходимо наказать его, то следует делать это таким образом, чтобы малыш сам осознал проступок. Как именно – читайте в статье «Как наказывать ребенка». Рекомендуется играть с малышом в ролевые игры. Можно привлечь к этому других членов семьи. Самая понятная и любимая игра – это «дочки-матери». В этой ролевой игре должны быть распределены роли, у каждого из игроков быть свои обязанности и нормы поведения. Малыш, проигрывая разные ситуации, научится понимать границы дозволенного и недозволенного, поймет, чего ожидают от его поведения окружающие, начнет различать понятия «хочу» и «могу». Спустя какое-то время ваш ребенок окончательно осознает свое «Я», он станет самостоятельным и уравновешенным, будет вести себя адекватно обстановке. |