Мальчики и девочки: сложные вопросы |
Когда малышу исполняется три-пять лет, он активно начинает интересоваться многими вещами, в том числе и различиями полов. Например, кроха может задать вопрос о том, почему девочки писают сидя, а мальчики стоя? Почему у мужчин растет на лице борода, а у женщин нет? Зачем маме грудь и почему ее нет у папы? Как правило, дети на подобного рода вопросы не получают внятного ответа, и тогда они пытаются самостоятельно выяснить правду. Очень часто в этом возрасте дети начинают подглядывать друг за другом, рассматривать свои и чужие половые органы. Особенно активно пытаются узнать ответы на подобные вопросы те дети, у которых нет братьев и сестер, наблюдая за которыми они могли что-то понять. Решить эту проблему можно, если навестить с крохой семью, где есть младенец. Посмотрев на процедуру замены памперса, малыш удовлетворит свое любопытство, особенно если мама ему при этом расскажет в доступной форме различия между девочками и мальчиками. А если ребенок не интересуется подобными вопросами? Значит, еще не время. Не стоит спешить и пытаться объяснить ему что-то, пока он сам не начал проявлять интерес к этой теме. Как я появился?Каждый ребенок задает своей маме этот вопрос. Как на него отвечать? Не нужно забивать голову крохи информацией о сперматозоидах, яйцеклетках и овуляции. Ребенок трех-четырех лет все равно ничего не поймет, да его и не интересуют такие подробности. Ему можно просто сказать, что он появился из маминого животика. Как он туда попал? Просто мама очень хотела малыша, вот он и появился. Чтобы кроха лучше все понял, можно привести в пример знакомых ему беременных женщин. Если сама мама находится в ожидании появления на свет второго ребенка, то достаточно часто ее первый малыш очень болезненно реагирует на любые попытки рассказать ему про «животик». По мнению психологов, так кроха проявляет свой страх: он боится, что с появлением второго ребенка родители перестанут его любить. Чтобы успокоить малыша, нужно рассказать ему о том, что не только мама и папа будут продолжать любить его, но у него появится и еще кое-кто, кто его будет любить. И что для этого ребенка он станет любимым старшим братом/сестрой. Нужно объяснить малышу, что раньше и его появления так же ждали: «Когда-то и ты был у меня в животике! Тогда я была очень счастлива! Хочешь, я расскажу, как это было?». Чтобы малыш проникся ситуацией, маме можно показать ему свои фотографии во время беременности, на которых хорошо виден ее живот, а заодно и фото, на которых кроха запечатлен в первые месяцы своей жизни. Так ребенок лучше подготовится к появлению маленького братика или сестрички. О папеО том, какова роль папы в процессе деторождения, дети начинают спрашивать в 7-9 лет. Ребенку в таком возрасте уже недостаточно будет объяснения, что его просто очень ждали. Поможет правдиво ответить на вопрос о том, какое папа имеет отношение к его появлению на свет, детская энциклопедия, в которой легко и доступным для ребенка языком объясняются подобные вещи. Если малыш хорошо читает, то может сам ознакомиться с тем, что написано в книге на эту тему. Если же он читает неважно или просто не сможет, по мнению родителей, понять, о чем речь, то лучше прочитать энциклопедию с ним вместе. В любом случае, после ознакомления с книгой необходимо поинтересоваться у ребенка, что он понял. Если ему все еще будет что-то неясно, то он обязательно спросит. Перегружать кроху подробностями не нужно, если он сам не говорит об этом. Кстати, очень часто малыши берут детские энциклопедии, в которых идет речь об отличиях мужчин и женщин, о появлении на свет детей, с собой в школу, где бурно обсуждают прочитанное и увиденное на картинках с одноклассниками. Не нужно этому препятствовать. Ребенку необходимо обсудить с кем-то такую сложную и очень интересную для него информацию, и естественно, что он выбирает для этого своих друзей одного с ним возраста. И нет ничего страшного, что книжку прочитают и другие дети, ведь эти же вопросы волнуют и их. Детский онанизмТакое явление, как детский онанизм, встречается часто. По мнению психологов, причин для подобного поведения у малыша может быть несколько. Например, его руки оказываются в трусиках из-за того, что он испытывает психологическое напряжение: чего-то боится, что-то его волнует, он нуждается в большей заботе. Порой онанизм возникает из-за тесной одежды, несоблюдения правил гигиены, кормления через силу. Увидев подобное, не нужно ругать малыша. Лучше, не привлекая к этому внимания, убрать руки ребенка и попытаться его отвлечь. Если же малыш регулярно занимается онанизмом или делает это прилюдно, то стоит обратиться за помощью к психологу. Разговор о сексе с ребенкомКак правило, слово «секс», сорвавшееся в первый раз с уст ребенка, повергает его родителей в шок. Чаще всего малыш приносит его из детского садика или школы. Как правило, он даже не понимает, о чем речь. Потом, когда ему «объясняют» смысл слова более сведущие друзья, он понимает, что секс – это не только про то, как он родился, это и про что-то еще, запретное и непонятное. Рассказать ребенку о сексе сложно. Легче всего, если он начинает использовать грубые слова на эту тему. Тогда ему можно рассказать о том, что слова могут быть вежливые и невежливые, некрасивые. Последние знают все, но произносят их только невоспитанные. С самим словом «секс» все сложнее. Говорить, что это слово стыдное, и его нельзя произносить, не нужно. Лучше просто рассказать крохе, что на некоторые темы лучше говорить только с близкими людьми – мамой и папой, а не с приятелями и тем более незнакомыми людьми. Рассказать, что такое секс, ребенку нужно как можно проще. Акцентировать внимание следует на слове «любовь». Если ребенок вошел в спальню в неподходящий моментЕсли свидетелем интимной сцены стал ребенок до пяти-шести лет, то он может испугаться происходящего. Он будет волноваться из-за необычных звуков и поведения родителей, агрессии (в его понимании) отца. Чтобы не усугубить ситуацию, не нужно повышать голос и укорять ребенка, что он вошел без спроса. Лучше обнять его и рассказать, что родители любят друг друга, а потому целуются и обнимаются, им это приятно. Так делают не только они, но и другие взрослые. Нужно обратить внимание на то, как кроха ведет себя на следующий день. Если он капризничает или отмалчивается, то нужно поинтересоваться у него причинами такого поведения, и, если возникнет необходимость, повторить прозвучавшие ранее объяснения. Детям постарше объяснения такого рода вряд ли понадобятся. Как правило, став свидетелем подобной сцены, они очень смущаются, начинают стесняться своих родителей. Не нужно ждать, пока малыш сам начнет что-то спрашивать, так как этого может и не произойти. Лучше заговорить первой, дав понять ребенку, что эта тема не является ни плохой, ни стыдной. |