Методика Зайцева |
Методика обучения Зайцева – одна из самых известных в России. С ее помощью можно научить малыша 3-5 лет читать, причем весьма быстро, без утомительных уроков, а с помощью игры. По словам Николая Зайцева, автора данной методики, наблюдая за поведением маленьких детей, он обратил внимание на то, что они не произносят отдельно буквы. Они говорят все слово целиком, слитно, не разделяя его на буквы. Кстати, существует версия о том, что привычный «школьный» способ обучения детей чтению цельную речь расчленяет на буквы, которые, по сути, являются искусственными элементами. По мнению Зайцева, это пагубно отражается на формировании речи малышей, а также сковывает детей, мешая им в полной мере овладеть родной речью. Методика Зайцева рассчитана на малышей старше 3 лет. Данная программа предполагает отказ от привычного способа обучения детей чтению как от неэффективного и вредного. Разработанные Зайцевым пособия для обучения детей чтению – это таблицы и знаменитые «Кубики Зайцева». Они предполагают обучение крохи через игру, как естественную для ребенка деятельность. Малыши с интересом играют с «учебными пособиями», причем не только вместе с родителями, но и сами, с другими ребятами. Принцип методики ЗайцеваНиколай Зайцев полагает, что единица устроения языка – это склад, а не буква. Поэтому обучение детей чтению не предполагает изучения собственно букв. Малыши сразу запоминают склады. Так Зайцев назвал пару из согласной и гласной буквы или из согласной и мягкого/твердого знака. Также складом может быть одна буква. Склады наносятся на грани кубиков Зайцева. Ребенку предлагается играть в эти кубики, составляя из складов слова. Кубики Зайцева разные по размеру и цвету, они звучат по-разному. Некоторые кубики деревянные, другие – железные. Благодаря этому дети могут на слух ощутить разницу между гласными и согласными буквами, звонкими и мягкими звуками. Методика Зайцева очень эффективна. С ее помощью дети 3,5-4 лет могут научиться читать на первых же «уроках». Используется данная методика обучения чтению и для совсем маленьких детей – от года. Если родители будут заниматься с крохой по программе Зайцева, то он может научиться читать и говорить одновременно. Николай Зайцев предлагает, чтобы малыш легко освоил слоги, слушать и петь их, манипулировать слогами, используя кубики с сочетаниями букв «Ба», «Ма» и т.д. Методика Зайцева была существенно адаптирована Еленой Даниловой, специалистом по раннему развитию. Ей удалось сделать программу более игровой, а значит, и более интересной для детей. Она полностью исключила из методики занятия по таблицам, которые были неинтересны и непонятны малышам, основной акцент сделав на кубики. Именно такой формат она считает оптимальным для занятий с детьми от полутора лет. Методика Зайцева является сегодня одной из самых известных в обучении детей чтению. Эта программа имеет как определенные преимущества, так и несомненные недостатки. Преимущества методики Зайцева:Малыш, играя, сразу запоминает сочетания букв, и ему не приходится мучиться, соображая, как можно прочесть вместе две совершенно разные буквы, стоящие рядом. Кроха, читая склады, не запинается. Ребенок быстрее, чем при традиционном методе обучения, осваивает чтение. Кроха, играя в кубики Зайцева, будет одновременно осваивать основные правила орфографии и в будущем не станет писать «шЫрокий» или «жЫвот». Ведь таких складов не существует! Учиться читать с помощью кубиков Зайцева могут самые маленькие дети, начиная с 1 года. Однако и дети 5-6 лет также могут начать заниматься по методике Зайцева, ведь данная программа не привязана к конкретному возрасту. Если у крохи плохо идет обучение по школьной программе, он отстает от своих одноклассников в освоении чтения, то ему может помочь система Зайцева. Недостатки методики Зайцева:Логопеды критически относятся к данной методике обучения детей чтению. По их словам, малыши, выучившись читать подобным образом, «проглатывают» окончания и испытывают затруднения в разборе состава слова. Они, занимаясь по методике Зайцева, привыкают делить слова только на склады. Учителя часто вынуждены переучивать детей уже в первом классе, когда в школе проходят фонетический разбор слов. Обучая детей по современным школьным программам, преподаватель просит учеников выкладывать слова на карточках, обозначая глухой согласный зеленой карточкой, звонкий согласный – синей, а гласный звук – красной. В методике Зайцева обозначения звуков другие, и дети просто путаются. Заниматься по методике Зайцева – удовольствие не из дешевых. Приобрести пособие может далеко не каждая семья. О том, какие еще существуют способы обучения ребенка чтению, можно прочитать в статье «Как научить ребенка понимать буквы». |