Наказывать ли ребенка за ложь? |
Представьте себе: ваш малыш сделал что-то, что ему строго запрещено, и, увидев, как вы рассержены и разгневаны, заявляет о том, что ничего плохого он не делал. Виноват кто-то иной, а не он, и наказывать его не за что. Теперь подумайте, а каким будет поведение ребенка, если вы будете реагировать на его проступок по-иному? Станет ли он пытаться обмануть вас, если поймет, что вы готовы к тому, чтобы спокойно выслушать его? Если он будет знать, что ему не грозит серьезное наказание? Многие психологи считают, что причина вранья ребенка, его попыток оправдать свой нелицеприятный поступок кроются не в нем, а в нас. Они считают, что родители своей жесткой реакцией на детские проступки отпугивают детей и порождают ложь маленьких нарушителей. Конечно, у этой теории есть как множество сторонников, так и противников. Последние уверены, что, если ребенок не будет осознавать неотвратимость своего наказания, то у родителей в принципе не будет способов контроля за ним. Изучить обе точки зрения решили канадские ученые из университета Мак-Гилл, который находится в Канаде в Монреале. Они провели эксперимент в Западной Африке, в котором приняли участие дети 3-4 лет, посещавшие две разные школы. В первой школе практиковались физические наказания за провинности детей, а во второй они не применялись. Если ребенок совершал какой-то проступок, то его просто ругали или вызывали к директору, оставляли после уроков. Экспериментаторы с каждым из учеников обеих школ сыграли в игру, которую можно назвать условно следующим образом: «устоять перед искушением». Вот в чем суть эксперимента: взрослый человек предлагал ребенку угадать, что за предмет он прячет. Потом взрослый выходил из комнаты, оставляя ребенка наедине с этой вещью, перед этим прося его не подглядывать. Когда экзаменатор выходил из комнаты, то за поведением ребенка наблюдала видеокамера. После взрослый возвращался в комнату и интересовался у малыша, не подсматривал ли он. Независимо от того, что отвечал ребенок, ему опять задавали вопрос о том, что же спрятано в комнате. Тот ребенок, который врал, что не подглядывал, хотя делал это, или подтверждал свою ложь, правильно называя спрятанную вещь, или же пытался обмануть экзаменатора, называя что-то другое или просто говоря «Я не знаю». Конечно, почти все ребята, с которыми проводился эксперимент, не смогли устоять перед соблазном и посмотрели, что было спрятано, хотя это и было строжайше запрещено. Но отвечали вернувшемуся взрослому они совершенно по-разному. Нарушившие запрет ученики школы, в которой практиковалось жесткое наказание, соврали все. В школе с мягким наказанием пытались обмануть экзаменатора около половины учеников. При этом большинство совравших ребят (70%) из «мягкой» школы правильно назвали спрятанную вещь, изобличив свое вранье. А вот 69% врунишек из «жесткой» школы поступили хитрее, сообщив неправильный ответ. Таким образом, как смогли установить исследователи, ученики той школы, где практиковались карательные меры за проступки детей, склонны свое вранье скрывать с помощью очередного вранья в пять раз чаще, чем дети, понимающие, что за неправильное поведение их не будут излишне строго наказывать. Как можно понять из исследования, угроза сурового наказания провоцирует ложь, делая вранье ребенка более изощренным. И, напротив, если такая угроза отсутствует, то ребенок не боится признаться в своих шалостях. Результаты эксперимента не вызывают большого удивления. Ведь поставьте себя на место маленького нарушителя: станете ли вы признаваться в неблаговидном проступке, если знаете, что вас выпорют? Вряд ли есть такой ребенок, который бы поступил так глупо. Вывод: чем больше родители давят на ребенка, грозя ему суровыми мерами наказания, тем менее честным становится малыш. Не стоит ли несколько снизить накал страстей? Ведь ребенок и так осознает, что провинился, так дайте ему возможность честно в этом признаться. |