О формировании связной речи у дошкольника |
Формирование связной речи у ребенка начинается с самого рождения, когда он только появился на свет, и развивается благодаря общению с окружающими людьми и пополнению его словарного запаса, знакомству и усвоению знаний фонетики и грамматики. Развитие речи ребенка происходит благодаря другому человеку. Чаще всего им оказывается мама ребенка, которая больше, чем все остальные, общается с крохой, находится с ним в постоянном контакте. Чтобы развитие речи малыша происходило без проблем, он научился связно говорить, необходимо, чтобы с ребенком младшего школьного возраста осуществлялось постоянное общение. Именно общение является главным инструментом развития речи крохи. Чтобы малыш умел складно говорить, с ним нужно постоянно разговаривать, рассказывать ему что-то, показывать. Как происходит развитие речи ребенкаСтремительное развитие детской речи происходит по достижении малышом 2 лет. В это время ребенок начинает осваивать множество новых слов, неустанно пополняя свой словарный запас. Он внимательно слушает взрослую речь и повторяет слова, произносимые окружающими, усваивая, как их правильно произносить. Именно поэтому тот человек, который обучает кроху правилам разговорной речи, должен говорить правильно. Некоторые родители, желая, чтобы ребенок их лучше понял, коверкают слова, «сюсюкают» или упрощают предложения. Но делать этого не нужно. Общаясь с малышом, нужно говорить правильно и внятно. Диалог – основа обученияЧтобы ребенок мог овладеть речью настолько, чтобы связно говорить, он нуждается в диалоге с собеседником. Именно мама является первым таким собеседником, ведь она постоянно задает своему малышу вопросы и помогает отвечать на них, формулируя его ответы. Такое поведение матери позволяет крохе запомнить схему диалога, понять, как нужно разговаривать. Незаметно он учится тому, чтобы самостоятельно строить беседу с другими собеседниками. Очень часто таким собеседником оказывается кто-то неодушевленный, например, любимая кукла. Помогать развивать речь ребенка дошкольного возраста лучше не простым зазубриванием новых слов, а с помощью игры. Чтобы малышу было интересно расширять свой словарный запас и учиться говорить связно, можно использовать сказки, скороговорки, потешки. Можно также использовать книги с яркими и интересными ребенку иллюстрациями, картинки, на которых изображены разные предметы и животные. Все это будет способствовать развитию памяти малыша и обогащению его словарного запаса. Вообще, родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок не научится в один день говорить складно и легко, что процесс это трудоемкий, и идет он постоянно. Чтобы помочь малышу в этом, нужно вовлекать его в процесс общения, описывать окружающие предметы. Способность крохи вести монологОднако ребенок должен уметь не только разговаривать с другими людьми (вести диалог), но и доносить нужную информацию до других людей, говоря в одиночестве (вести монолог). Это означает, что кроха к тому времени, как пойдет в школу, должен научиться рассказывать и описывать разные события, мультики, уметь донести до своего собеседника суть повествования. Обрести это умение можно только постоянно практикуясь. Поэтому, когда ребенок посмотрит новую сказку, его обязательно нужно попросить пересказать ее сюжет. Также полезно интересоваться у дошкольника, как у него прошел день, чем он занимался и с кем, о чем разговаривал с ребятами. Интерес родителей к его словам будет стимулировать ребенка пополнять свой словарный запас и облекать мысли в слова. |